Работа межведомственного Совета Чебоксарского района по
взаимодействию с религиозными объединениями.

 

В нашем районе как и в республике люди с повышенным интересом  стали обращать внимание к религиозным движениям. Их влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь общества пока не имеют столь значимого влияния. Но сдвиги в сторону религии, тяга к ней у населения заметна. Со дня образования первого религиозного объединения на территории Чебоксарского района прошло 275 лет, в 1728г. в селе Ишаки открылась церковь Сретения Господня. К середине 30 годов XX столетия в Чебоксарском районе было 13 религиозных объединений (Абашевская, Акулевская, Альгешевская, Анат-Кинярская, Икковская, Ишакская, Ишлейская, Синьяльская, Туруновская, Чемуршинская, Хыймалакасинская, Хыркасинская, Янгильдинская). В течении 12 лет (с 1929 по 1941г.г.) все церкви района были закрыты. Некоторые церкви были сразу же разрушены до основания (Ишаки, Ишлеи, Абашево). Кирпичи Абашевской церкви Казанской Божьей матери были отвезены на строительство Дома соцкультуры в д. Кугеси, а кирпичи Ишакской церкви Николая Чудотворца в г.Чебоксары на строительство Дома правительства. В целости остались 4 церкви (Акулевская, Анат-Кинярская, Альгешевская, Янгильдинская). В истории своего существования они не действовали лишь в годы Великой Отечественной войны.

Принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1990) привел к значительному изменению в отношении государства и религии. Началось возвращение сохранившихся культовых зданий и церковных реликвий. Второе рождение получили Ишлейская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1992), Туруновская церковь Божьей матери Грузинской (1991).

По состоянию на январь 2004г. на территории района действуют 10 церквей и приходов, последний был открыт в феврале 2001г. в районном центре – Кугесьский приход православной церкви во имя Пресвятой Богородицы «Державной».

В настоящее время религия стала неотьемлемой частью жизни общества. Некоторые бывшие воинствующие аттеисты сами стали рекламировать религию как фундамент общественных устоев и прочую базу для здоровой нравственной основы. Возрождение религии стало возраждать уважение к христианским заповедям, которые несут людям мир, взаимную любовь, благо, жизнеутверждающее мировоззрение. Возрождаются обряды венчания, крещения.  

Значительная часть населения нашего района  воспитана на внерелигиозных традициях, на идеологии коммунистической партии, однако ее разрушение создало ваккум и именно поэтому сейчас отмечается стремление людей к вере, любви, справедливости, поиску идеалов. Особенно это важно для молодежи, когда средства массовой информации дезориетируют ее, внедряя совсем другие ценности, идеалы и жизненные установки в их сознание. В этих условиях и видится,что христианская религия может помочь молодому поколению осваивать нравственные нормы, поступать высокоморально.

Хотелось бы отметить, что Межведомственный Совет по взаимодействию с религиозными объединениями в Чебоксарском районе создан. Однако его работа не удовлетворяет требованиям времени. Слаба его работа по взаимодействию с религиозными объединениями, религиозная обстановка в районе глубоко не анализируется, слабо изучаются влияние церкви на население, социально-демографические аспекты состава верующих.

В этнографическом отношении население Чебоксарского района имеет однородный состав. Почти все деревни в основном состоят из чувашей, исключением является п. Атлашево. Поэтому самой распространенной религией среди населения является христианство. Что касается других национальностей, то их соприкосновение с исламом в наши дни весьма ограничено. О взаимоотношении чувашского населения с исламом существует такое мнение, что чуваши являются прямыми потомками коренного населения – булгар, древнего Булгарского царства, существовавшего на берегах Волги до 1236г. Большая часть народов, входивших в состав Волжской Болгарии, по их мнению, смешалась после захвата с монголами и приняла ислам. Предки чувашей (булгары-сувазы) не захотели принять ислам, отстояли язычество и постепенно сформировались в отдельную нацию.

Самый многообразный состав населения в п.Атлашево, по чувашски «Тутаркасси», что означает «улица татар». Это связано с тем, что в ходе строительства  Химзавода (г.Новочебоксарск) увеличилось число приезжих семей разных национальностей в близлежащие селения. В данном селении живут люди 8 национальностей. По их выявлению и сбору материалов о них, в Атлашевской СОШ работает кружок «Юный следопыт» под руководством Заслуженного учителя Чувашской Республики Ишовой А.В.

Работа учреждений культуры района развивается на основании целевой «Программы сохранения и развития культуры в Чебоксарском районе на 2001-2005 годы», принятой решением Собрания депутатов Чебоксарского района 19.10.2000г., где один из его разделов рассчитан на возрождение и сохранение обрядов праздничной культуры, куда включаются церковные обряды.

Кодеркасинский народный театр большое внимание уделяет возрождению духовности, обрядов и обычаев чувашского народа. Такие праздники, как «Сурхури», «Кăшарни», «Çăварни», «Пасха», «Сăпас» вошли в традицию. Для их проведения привлекаются не только артисты самодеятельности, но и жители села. Театрализованное обрядовое представление Кодеркасинского театра «Çăварни» ежегодно показывают по чувашскому телевидению. В день поминовения усопших клубные учреждения на кладбищах устраивают торжественные поминания. Лучшие хоровые коллективы района включают в свои репертуары церковные песнопения. В Янышском СДК совместно со школой была проведена встреча – беседа «Значение религии в истории человечества», в Клычевском сельском клубе была проведена совместно с муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районая больница Чебоксарского района» лекция-консультация «Единством и любовью спасемся», в Чемуршинском ЦСДК совместно с отделом ЗАГС администрации Чебоксарского района был проведен тематический вечер «Об отношении церкви к разводам», в Ядринкасинском сельском клубе учителя местной школы провели тематическую встречу «Взаимоотношения между молодыми с точки зрения церкви».

В библиотеках Чебоксарского района стало традицией проведение праздников по календарю православных дат. В 2003г. проводились такие мероприятия:

- час размышления «Среди святых мероприятий» в Ишлейской с/б;

- информационный час «Религия в жизни людей» в А-Кинярской с/б;

- книжная выставка «Дорога к храму» в Байсубаковской с/б;

- информационный час «Религии мира» в Б-Князьтеняковской с/б;

- слайд-беседа «Православные храмы Чувашии» в Ишакской с/б;

- познавательный час «Праздники русской православной церкви» в Н-Магазьской с/б;

- час библии «Знаю все заветные слова» в Синьяльской с/б;

- обзор «Православные праздники на Руси» в Тренькасинской с/б.

Проведение мероприятий на религиозную тему приняло традиционный характер. Особенно полюбился проводимый в РДК конкурс пасхальных яиц, где с удовольствием участвуют и школьники, и профессиональные художники. В конкурсе «Пасха 2002» призовое место заняла ученица Абашевской СОШ Комиссарова Венера.

Социологические исследования показали, что молодежь пополняет свои религиозные знания и представления не из религиозных источников (церковь, Библия и т.п.), а в высших учебных заведениях, из газет-журналов, из клубно-досуговых мероприятий. Обращение к богу дает молодым людям какую-то надежду на то, что в их жизни могут произойти изменения к лучшему. У каждого человека должна оставаться какая-то надежда на будущее, нравственный идеал, цель и смысл собственного существования.

Проведение досуговых мероприятий на тему религии показывает, что старшее поколение, воспитанное в СССР на традициях атеизма, неохотно отходит от своей позиции, оставаясь непреклонным по отношению к религии и церкви. Новое поколение стало быстро впитывать в себя религиозные ценности  и по уровню религиозности обгоняет старшее поколение. Атеизм, удерживаясь в старшем поколении, стареет, а религия, удерживаясь в молодом поколении, молодеет. Бывшие атеисты не препятствуют своим детям  приближаться к религии, ибо и они видят большие недостатки в обществе, которые никто не знает, как преодолеть. Может быть, поможет религия? По их мнению, верующие в Бога лучше воспитаны, меньше хулиганят, больше обращаются к общечеловеческой и религиозной нравственности, больше уважают старших.

Возвращаясь к работе межведомственного Совета Чебоксарского района по взаимодействию с религиозными объединениями, хотелось бы отметить, что он слабо использует свои возможности в проведении государственной политики в религиозном вопросе. Работа эта проводится на данном этапе формально и бессистемно.