Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Е.П.Михайлов, С.В.Кузьминых В.Ф.Смолин и Абашево

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://chebs.cap.ru/

 Е. П. Михайлов, С.В.Кузьминых

 В.Ф.Смолин и Абашево

(Из истории археологического изучения Чувашии)

 

Курганный могильник у с. Абашево Чебоксарского района Чувашии, давший название культуре бронзового века, принадлежит к числу выдающихся памятников археологии вошедших в большинство отечественных и зарубежных энциклопедических словарей и справочников. История его открытия и исследования отчасти затрагивалась в ряде работ, посвященных истории археологического изучения края. Выявленные в архивах и музеях Чебоксар и Петербурга новые документы и материалы требуют специального обзора и обсуждения, что и является целью настоящей статьи.

Первое описание курганов у с. Абашево, судя по имеющимся данным, сделано в 1860-1870-х гг. В.К.Магницким. Используя его неопубликованные «Материалы», С.М.Шпилевский в известном своде памятников древности казанской губернии отмечает два кургана у с. Абашево Чебоксарского уезда. Магницкий, вероятно, и в последующие годы осматривал курганы у с. Абашево. В более позднем издании, со ссылкой на него отмечены два кургана к югу от Абашеева и один – к юго-востоку. В книге «Россия» (1901 г.) около села указаны «два древних кургана».

Другое упоминание с. Абашеева в археологическом плане связано с деятельностью Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете. На заседании Совета ОАИЭ 04.09.1907 было принято заявление П.И.Кротова о планах раскопок «могильника в с. Абашеве Чебоксарского уезда». По косвенным данным, изложенным ниже, можно заключить, что речь шла о курганах, исследованных позднее В.Ф.Смолиным.

П. И. Кротов, являвшийся в 1908-1912 гг. председателем комиссии ОАИЭ по составлению археологической карты Казанской губернии, провел большую работу, в которую включились как ученые  из губернского центра, так и местные краеведы. Один из них – дьякон с. Абашево Калюков – где-то в 1911-1913 гг. провел, по поручению Кротова, раскопки нескольких курганов. Следы этих непрофессиональных занятий будут зафиксированы В.Ф.Смолиным в 1921 и 1925 гг., а затем Н.Я.Мерпертом в 1957 г. «Колодцы» закладывались  Калюковым в центре курганов и не доводились до материка. Одна из ям (3х4 м) была оставлена «из-за наступившей осени» на глубине 1,5 м. Общее количество закопушек неизвестно. Нет определенных сведений о какой-либо документации. Единственными сведениями об этих варварских «раскопках», а также неправомочной практики поручительства, остались рассказы местных жителей и выявленные позже археологами ямы.

Первые подлинно научные раскопки Абашевского могильника связаны с именем Виктора Федоровича Смолина, однако они имели свою предисторию, весьма характерную для 20-х гг. прошлого столетия в Чувашской автономной области, образованной в июне 1920 г. На волне невиданного ранее интереса к историческому прошлому родного края и всплеска краеведческого движения, многое делалось для культуры и просвещения чувашского народа. В феврале 1921 г. в Чебоксарах открывается Чувашский центральный (ныне национальный) музей (ЧЦМ).    

В том, что именно абашевские курганы стали объектом первых действительно научных исследований в Чувашии, несомненна «заслуга» А.В.Васильева, который в 1921-1923 гг. заведовал историко-этнографическим отделом  ЧЦМ. А.В.Васильев развернул большую работу по учету и регистрации археологических памятников края и пополнению коллекций в музее.  Между 3 и 9 августа 1921 г. А.В.Васильев делает запись: «Курган в 1\4 версты от с. Абашеева к Востоку. Курган высотой 1 сажень, в окружности более 5 саженей. Покрыт дерном. Около него 3-4 маленьких кургана распаханных. Ныне там ржаное поле. Некоторые говорят, что курган насыпан для защиты на случай боя… Записано со слов Порфирия Николаева», вероятно, местного жителя.

В августе-сентябре 1921 г. Васильев совершил длительную командировку в Цивильский уезд. Одной из целей поездки была и задача «зарегистрировать, а если можно и описать, памятники старины (городища, курганы и проч.), встречающиеся на пути следования».в его отчете даны сведения о большом количестве памятников, в их числе и «курган вблизи с. Абашева в 1 1\2 верстах к Ю-В; высотою 2 1\2 аршина и в окружности до 20 аршин. С кургана открывается широкий горизонт на долину реки Рыкши. Курган не распахивается». Далее упоминаются два кургана у села на правом берегу р. Рыкши. С самого начала деятельности ЧЦМ и ОИМК планировали проведение в ближайшем будущем археологических раскопок. Однако в Чувашии на было профессиональных археологов. Вставал вопрос: кого пригласит со стороны? Выбор пал на В.Ф.Смолина, вернувшегося к тому времени в Казань из Томска. Он был хорошо известен в кругах чувашской интеллигенции, а также руководству области. 

В октябре 1921 г. был созвана коллегия Облоно для обсуждения вопроса о проведении археологических раскопок  в области, которая постановила: « снарядить археологическую экспедицию в Цивильский и Чебоксарский уезды, снабдив ее денежными средствами и исхлопотав для них продовольствие». Руководителем экскурсии был назначен В.Ф.Смолин, сотрудниками  - А.В.Васильев, инструктор Обмузея Ядринского уезда З.А.Иванов, а также чебоксарские педагоги Е.М.Юровская и Л.К.Смолина. Основная задача экскурсии – подготовить план археологических исследований на следующий 1922 г.

До сведения Тогашевского волостного земельного отдела уже в конце 1921 г. этой экспедицией  было доведено, что «курганы, находящиеся на Абашевском поле, взяты на учет, и с весны будущего 1922 года начнутся раскопки этих курганов, и потому один большой курган и 11 малых не должны быть распаханы и засеяны».   

К сожалению, планы В. Ф. Смолина по продолжению работ в Чувашии не осуществились ни в следующем, ни в 1923-1924 гг. Связи его с областью почти прекратились. Свою роль, вероятно, сыграла тяжелая экономическая ситуация, вызванная голодом 1921-1922 гг., а также субъективные причины, вызванные недоверием руководителей ОИМК, ЧМЦ, Облоно в связи с занятостью Смолина на нескольких работах (из-за отсутствия заработка он прирабатывал в эти годы в Татарском наркомфине).

15 апреля 1925 г. В.Ф.Смолин посылает в ОИМК краткие инструкции  по учету и охране памятников для издания их на чувашском  языке. Следом им высылается смета (и краткие объяснения к ней) на производство раскопок Абашевских курганов (215 рублей из расчета 8-10 дней работы) и приготовление эстампажей с болгарских надмогильных надписей. Раскопки намечаются на начало июня, и Смолин просит Совет ОИМК приготовить к этому времени деньги и оборудование (два компаса, две рулетки, веревку в 10 сажень и 15 коробок), освободить территорию курганов от посевов, привлечь к работе Чебоксарского фотографа Тимкина и т.д.

 Спустя 10 дней это письмо рассматривалось на заседании Совета ОИМК. Представленная смета была принята.

10 июля экспедиция прибыла в Абашево. Кроме В.Ф.Смолина в ней участвовали представители Чувашии – Г.М.Матвеев, К.В.Элле, Н.Р.Романов, фотограф Б.А.Тимкин, художник Г.Д.Данилов. из Казани приехали А.В.Васильев, а также выпускники и студенты-археологи Восточного педагогического института Л.И.Вараксина, В.М.Хвостов, З.А.Акчурина, Р.Ш.Тагиров, А.Г.Яковлев (чуваш), З.Б.Надеева. участники делали обмеры, вели документацию раскопок.

Все 10 распаханных курганов оказались засеяны яровыми. За 11 дней удалось раскопать траншейным методом три распаханных кургана (№№ 4,5 ,6 по плану 1921 г.), в которых вскрыто 11 погребений. Процесс раскопок, сами материалы и заключения отражены в итоговой работе В.Ф.Смолина. Ученый не терял надежды продолжить через какое-то время раскопки в Абашево. Но они не состоялись. После камеральной обработки материалов Абашевского могильника продолжалось их дальнейшее изучение. В июле в ЧЦМ был доставлен костяк «в общем довольно удовлетворительной сохранности» из могилы 2 кургана 6, который, по утверждению Смолина, «был взят целиком с соответствующей описью костей».

Смолин неустанно работал над обработкой и анализом материалов раскопанного у с. Абашево могильника, и делал все возможное, чтобы как можно быстрее ознакомить ученый мир и общественность с неизвестной культурой. Он получил посылку с фотографическими снимками (46 штук).

На заседании Президиума Совета ОИМК 14 (15) февраля слушалось заявление В.Ф.Смолина об издании его трудов «Абашевский могильник» и «В глубь веков Чувашского края». Постановили – издать их в первом выпуске трудов Общества, куда будут внесены и его отчеты.

В.Ф.Смолин получил также возможность в 1926 г. дальше провести разведочные работы обследовать курганы у д. Тохмеево и д. Пикшики. Три местонахождения парных курганов и пять одиночных, а также пять местонахождений, которые по находкам Смлин датировал эпохой бронзы. Некоторые из курганов, позднее, после раскопок, были отнесены к абашевской культуре.

 В Тохмеевской группе было зарегистрировано 24 кургана. В погребениях обнаружены круглодонный сосуд с отогнутым краем без орнамента и стаканообразный сосудик». Смолин заключает: «Оба сосуда совершенно несомненно принадлежат той же культуре, которую  мы встретили в Абашевских курганах». Последующие работы В.Ф.Каховского в 1958-1959 гг. в Тохмееве подтвердили выводы Смолина. Его отрядом также зафиксированы также курганы Пикшикской группы, у д. Б.Янгильдино и д. Кугеси.

В конце 1930-х гг. были предприняты попытки продолжить раскопки Абашевского могильника. Так, Государственный Исторический музей в 1940 г. предполагал исследование «Абашевского могильника, - а возможно и других, близлежащих могильников той же культуры». Война помешала осуществлению этих планов. Но уже в 1945 г. О.А.Кривцова-Гракова раскопала в Абашевском могильнике два кургана (№№ 3 9, по нумерации Смолина) с 17 погребениями.

 В 1957 г. отряд Чувашской археологической экспедиции под руководством Н.Я.Мерперта раскопал у с. Абашево еще два кургана, не отмеченных на плане В.Ф.Смолина и не вошедших в описанную им компактную группу. Один из этих курганов распологался в 800 м к юго-западу от основной курганной группы на правом берегу р. Рыкши, в 350 м от моста (старого). Поверхность кургана неоднократно распахивалась. Выявлено и изучено два погребения. Второй курган, раскопанный Н.Я.Мерпертом в 1957 г., распологался на поле, на левом берегу р. Рыкши, в 150 м к востоку от основной Абашевской курганной группы. Выявлена могильная яма и яма-жертвенник.

Доживи Смолин до 1936-1937 гг., ему не миновать молоха сталинских репрессий. На рубеже 1930-х годов сия чаша его миновала. Но уже посмертно на него был наклеен ярлык «буржуазного националиста». Виктор Федорович оказался в одной компании с выдающими представителями молодой чувашской интеллигенции, и это было достойное общество. В Чувашском Центральном музее стерли всякую визуальную память о нем, лишив легенды археологические материалы, полученные его экспедициями, изъяли из экспозиции книги и брошюры В.Ф.Смолина, удалили его труды из библиотеки спецхран. Однако попытка предать забвению его имя оказалась напрасной. В этом немалая заслуга его учеников и коллег, а также притягательность трудов Смолина, которые остаются востребованными и в наши дни.                       

 

 Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие. Материалы международной научной конференции. Чебоксары, 2003. с.12 -35

 

         

 

Официальный сайт Правительства РФ Сайт Президента РФ Полномочный представитель Президента РФ

Национальное радио Чувашии

СМИ Чувашии

Интернет-вещание Чувашской Республики

 

Культурный провайдер Чувашии

 

 

 
       

 

www.yandex.ru
Система управления контентом
429500 Чувашская Республика, Чебоксарский район, п.Кугеси, ул. Шоссейная, д.15
Телефон: (8352) 62-27-38
Факс: (8352) 62-27-38, 6
E-Mail: chebs@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика