I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами.
Ежегодно в районе происходит более 120 пожаров. За прошедший 2002 год произошло 139 пожаров (против 129 в 2001 году). Погибло 16 человек (против 8 в 2001 году). Травмировано 11 человек (против 11 в 2001 году). Ущерб от этих пожаров составил более 2 300 тыс. рублей. Уничтожено 142 строения, 1130 кв. метров жилой площади.
Основная доля количества пожаров приходится на частный жилой сектор (112 пожаров), что составляет 80,5% от общего количества зарегистрированных пожаров. В сельской местности строения и имущество в 2002 году застраховали 67 хозяйств, что составляет 59,8%. За уничтоженные строения из-за пожаров им выплачено 400 тыс. рублей, за уничтоженное имущество выплачено 376 тыс. рублей. Остальная часть населения, где происходят пожары, остаются без компенсации от причиненных ущербов со стороны страховых компаний. Населению района остается обращаться по фактам пожаров только в районную администрацию.
В настоящее время положение дел с обеспечением пожарной безопасности в районе вызывает серьезные опасения и требует принятия безотлагательных мер по поддержанию противопожарной службы в боеспособном состоянии. В настоящее время в ПЧ-41 находятся в эксплуатации 4 основных автомобиля. Из них 3 автомобиля выработали установленные сроки эксплуатации и подлежат обновлению. В настоящее время в штатной численности ПЧ-41 29 человек, при нормативной 94 человека.
В крайне тяжелом финансовом положении оказались ведомственные противопожарные формирования. Действующее законодательство предусматривает обязательную организацию пожарной охраны на сельскохозяйственных и производственных предприятиях. Однако из 19 основных пожарных автомобилей, содержащихся за счет предприятий и организаций района, 3 неисправны (филиал агрофирмы «Букет Чувашии», фирма «Сад», СХПК «Атлашевский»), на двух пожарных машинах отсутствует круглосуточное дежурство (СХПК - колхоз им. Свердлова, СХПК - колхоз «Пучах»), ООО «ИЗВА» с 14.02.2003 года сократил должности водителей на пожарный автомобиль и данный автомобиль не выезжает на тушение пожаров. Предприятия и организации, содержащие на своем балансе пожарные автомобили, выезжают на тушение пожаров близлежащих объектов и населенных пунктов района и терпят определенные затраты и не всегда в состоянии полностью восстановить убытки за счет собственных средств.
С 1990 года пожарная техника для добровольных противопожарных формирований не приобреталась. Почти каждый автомобиль имеет техническую неисправность, а базы по их ремонту нет даже в республике.
Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, органов самоуправления, предприятий и организаций района.
II. Основные цели и задачи,
сроки и этапы и реализации Программы
Основной целью настоящей Программы являются обеспечение необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защита жизни и здоровья населения Чебоксарского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- предупреждение и тушение пожаров;
- совершенствование организации государственного пожарного надзора;
- кадровое и материально - техническое укрепление ГПС;
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности.
Решение комплекса проблем правого, материально- технического и социального характера по обеспечению пожарной безопасности, изложенных в Программе, сократит потери и уменьшит гибель и травмирование людей на пожарах, обеспечит на оптимальном уровне материально - техническую базу, позволит использовать внебюджетные источники финансирования, развить пожарную охрану и повысить пожарную безопасность в Чебоксарском районе.
Финансирование программы обеспечения пожарной безопасности позволит сохранить и создать в населенных пунктах добровольную пожарную охрану и обеспечить их противопожарную защиту.
Программу предполагается осуществить до 2006 года.
На первом этапе (2003 г.) предстоит принять основополагающие документы в области обеспечения пожарной безопасности, укрепить кадры, усилить противопожарную пропаганду.
На втором этапе (2004 г.) запланированы мероприятия по совершенствованию государственного пожарного надзора и организации тушения пожаров.
На третьем этапе (2005 г.) предполагается осуществить мероприятия по укреплению материально - технической базы ГПС.
III. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями Программы являются:
меры по профилактике и предупреждению пожаров;
организационные меры по совершенствованию государственного пожарного надзора;
укрепление и организация пожарной охраны;
развитие материально-технической базы Чебоксарской ПЧ-41 и противопожарных формирований района;
долевое участие в строительстве жилья сотрудникам Чебоксарской ПЧ-41;
подготовка кадров, первоначальное обучение, курсовая подготовка, повышения квалификации, обеспечение правовой защиты и социальной защищенности личного состава;
организация и финансирование ведомственных и других противопожарных формирований, поощрение внештатных пожарных инспекторов, членов ведомственной, добровольной пожарной охраны, дружин юных пожарных, общественности;
совершенствование противопожарной пропаганды, информационного обеспечения, обучения населения в области пожарной безопасности;
меры по совершенствованию, популяризация пожарно-прикладного спорта, материально-техническому обеспечению спортивной базы.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 5641,92 тыс. рублей (см. приложение), в том числе:
по годам: 2003 год - 1360,31 тыс. рублей, 2004 год - 2309,31 тыс. рублей, 2005 год - 1972,3 тыс. рублей;
по источникам финансирования; республиканский бюджет Чувашской Республики – 621,0 тыс. рублей; районный бюджет – 4155,3 тыс. рублей; внебюджетные средства – 865,62 тыс. рублей.
Все расчеты произведены на основе минимальных потребностей противопожарной службы на 2003 – 2005 годы для поддержки ее в боеспособном состоянии и развития материально-технической базы.
Внебюджетные средства будут формироваться за счет средств филиала Фонда пожарной безопасности по Чувашской Республики, Чувашской республиканской организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», резервов предупредительных мероприятий страховых организаций, добровольных пожертвований и спонсорской помощи физических и юридических лиц.
В процессе выполнения Программы объемы финансирования ее мероприятий могут уточняться.
V. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы собранием депутатов Чебоксарского района и открытия финансирования из бюджета Чебоксарского района с учетом реализации программных мероприятий государственные заказчики Программы уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в финансовый отдел МФ ЧР в Чебоксарском районе для включения в перечень районной программы, принимаемой к финансированию на очередной финансовый год.
VI. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ее исполнением осуществляет государственный заказчик Программы – Чебоксарская ПЧ-41 ГПС МЧС России Чувашской Республики.
Организации, предприятия и иные органы исполнительной власти Чебоксарского района, указанные в графе «Исполнитель» раздела «Система программных мероприятий» первыми, являются ответственными за выполнение мероприятий. Органы исполнительной власти Чебоксарского района и организации, ответственные за выполнение мероприятий, представляют отчеты о ходе работы в Чебоксарскую ПЧ-41 к 15 января ежегодно до 2006 года. Государственный заказчик к 1марта ежегодно до 2006 года информирует Собрание депутатов Чебоксарского района о ходе выполнения Программы.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
VII. Оценка эффективности результатов реализации Программы
Выполнение намеченных в Программе мероприятий и осуществление своевременных инвестиций предполагает уменьшение числа погибших и травмированных при пожарах людей, относительное сокращение числа пожаров и материальных потерь от них, создание эффективной координированной системы пожарной безопасности и укрепление материально – технической базы пожарной охраны.