Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://chebs.cap.ru/
Проект «Праздник чувашского костюма» раскрывает работу творческой мастерской народных фольклорных коллективов Чебоксарского района и фирмы художественных промыслов «Паха тере».
Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. В прошлом он сопровождал человека с рождения до кончины, связывая его с обществом, природой и всем Мирозданием. Художественно-ремесленная деятельность по изготовлению украшений, холста, окраске нитей, вышиванию являлась постоянной чертой бытия чувашского народа.
Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, являясь ценнейшей частью чувашской национальной и общемировой культуры, подлинным произведением искусства.
Художники и мастера общества с ограниченной ответственностью «Фирма художественных промыслов «Паха Тере» бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки.
Чувашские наряды, изготовленные по оригинальным эскизам детских, подростковых, женских и мужских изделий, а также костюмов жениха и невесты, реконструированных и стилизованных в лучших традициях чувашской вышивки, оживают оказавшись на плечах современных девушек и парней.
Демонстрация чувашских обрядов фольклорными коллективами района дает возможность ощутить дух возрождения чувашских народных традиций, познакомиться с древней чувашской свадьбой.
Все мастерство и умение девушки вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.
Свадьба проходила в нескольких домах. Невесту привозили к близким родственникам жениха. Перед свадьбой невесту наряжали для обряда, как положено, на голову надевали девичью хушпу. А после свадьбы переодевали в женскую хушпу. Разница между девичьей и женской хушпу небольшая, но есть: у девичьей хушпу макушка острая, как у шлема воина прошлых веков, а у женщины - плоская, торчит как "шишка".
Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни.
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности.
Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. У нас в народе говорят, что вышивка для чувашей является золотом. В старину нельзя было ее ни купить, ни продать.
Одежда в глазах наших древних предков обладала магической силой, поэтому на ней в самых нужных местах - вокруг грудного разреза, на плечах, груди, спине, рукавах, на подоле - была вышивка, в рисунках которых шифровались волшебные формулы - обереги, олицетворяя собой благополучие, удачу и счастье, сохраняя память и добрую энергетику предков, как знаки рода.
Без народных традиций, обычаев, не будет жить душа народа, не будет добра и гармонии, поэтому мы все чаще обращаемся к истокам народного костюма.
Видео