Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://chebs.cap.ru/
Если рассмотреть археологическую карту, то территория Чебоксарского района широко представлена объектами древности. Стоянка самых древних людей найдена у д.Янгильдино (конец раннего палеолита 80-60тыс. до н.э.). Стоянки времен мезолита (13-5тыс.) и неолита (4-3 до н.э.) обнаружены в излучине р.Волги и Цивиля близ деревень Ердово, Яндашево, так как здесь были благоприятные условия для жизни вблизи водоемов, поэтому стоянки этого времени располагались по берегам рек.
В первой половине II тыс. до н.э. на эту землю вторглись кочевые племена фатьяновской культуры, названные по могильнику близ д.Фатьяново Ярославской области. Памятником данной культуры является Шоркинский археологический комплекс.
В середине II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье появились другие племена и смешались с местным населением и в результате слияния сложилась новая, более развитая археологическая культура. Летом 1925г. юные археологи под руководством профессора Виктора Федоровича Смолина (1890-1932) «выкопали» историю близ с.Абашево Тогашевской волости Чебоксарского уезда и доказали, что здесь жили древние племена. Археологической культуре II тыс. до н.э. в ХХ веке по названию села дали название - Абашевская культура. Эта терминология получила мировое распространение. Курганные могильники этого периода на территории района обнаружены также у д.Пикшики (30насыпей). Исследователями установлено, что племена абашевского типа жили и в других районах, проживали на территории охватывающей Среднее Поволжье, Южный Урал.
Родиной абашевской культуры считается место на возвышенности левого берега р.Рыкша. 4 тыс. лет назад здесь была группа курганов, первое описание которых относится к 1921г. Тогда было 13 заметных насыпей, высота которых составляла от 0,35м до 1,86м. На поверхности насыпи найдены кости животных и людей. Населенный пункт Абашево берет свое начало в 18 веке. Существует такая легенда, что Абашево произошло от имени родоначальника Апаш, сына Торай, который избрал место первоначального обитания деревни, руководствуясь тем, что здесь прилегла его корова телиться. В 1946 году была построена Абашевская церковь Казанской Божьей матери, в 1872г. открылась четырехклассная церковно-приходская школа.
Ныне с.Абашево входит в состав Абашевской сельской администрации, в селе 217 дворов, проживает 755 человек (данные на 01.01.2001г). У с.Абашево есть все условия для всестороннего развития молодежи. На территории села имеется МОУ Абашевская СОШ, МДОУ Абашевский детский сад «Хевел», Центральный сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи. Село газифицировано, открыт маршрутный рейс Эзекасси – Абашево, - Чебоксары, благоустроено, поэтому есть приоритет молодым оставаться в деревне. В итоге с каждым годом растет число индивидуальных строений и соответственно нехватка земель для индивидуального пользования, поэтому сельская администрация земли «древности» выделила для возделывания сельхозугодий местному населению. Это говорит о том, что каждый год земли исторического объекта в результате сельскохозяйственных работ подвергаются распашке и постепенному уничтожению. На сегодняшний день курганы невозможно отличить от естественных возвышенностей, помочь может только план насыпей, составленный в 1921г. В.Ф.Смолиным. Хочется задать вопрос: куда смотрел Государственный центр по охране культурного наследия? Жаль, что, и местное руководство не вникло в столь высокую значимость данного участка.
Памятники истории и культуры отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю наших предков. Целевая «Программа сохранения и развития культуры в Чебоксарском районе на 2001-2005г.г» предусмотрела ряд мероприятий, направленных на сохранение памятников истории, культуры, природных территорий и объектов района. По выполнению мероприятий, запланированных в данном разделе, большую работу ведут работники управления культуры Чебоксарского района. Принятие программы дало возможность рождению «хранилища памяти Чебоксарского района». Ведь сокращение памятников истории и их пропаганда - это одна из наиболее ответственных сфер деятельности учреждений культуры. После открытия музейного уголка «Археологии и этнографии» в Абашевском ЦСДК возрос интерес к изучению Абашевской культуры: учащиеся школ пишут рефераты, студенты ВУЗов на курганных возвышенностях проходят практику. В честь 75-летия начала исследования курганов у с.Абашево и 110-летия со дня рождения руководителя раскопок В.Ф.Смолина 2 ноября 2000г. в Абашевском ЦСДК провели научно-практическую конференцию: Абашевская культура эпохи бронзы в Среднем Поволжье: итоги и перспективы изучения» с участием ведущих археологов Поволжья. Данное мероприятие собрало около 500 заинтересованных людей, в том числе краеведы, учителя, местное население. Все присутствующие осмотрели передвижную выставку «Абашевская культура» из фондов Чувашского национального музея, где были выставлены фотографии раскопок (1925) и предметы, найденные в ходе раскопок.
Увековечить значимость древней истории чувашской земли – основная задача руководства района. Учитывая то, что древность тоже не вечна, администрация Чебоксарского района приложит все усилия, чтобы защитить хрупкую древность и придать месту зарождения археологической культуры эпохи бронзы II тыс. до н.э. статус памятника федерального значения. Создать систему защиты древних захоронений от повреждений.
Археологические памятники на территории Чебоксарского района.
Палеолит. (80-60тыс. до н.э.)
Стоянки: д. Б-Янгильдино.
Неолит.
Стоянки: Яндашево, Ердово, Иваново (ныне в черте г.Чебоксары).
Бронзовый век. (I-II тыс. до н.э.)
Курганные могильники: Абашево, Пикшики, Тохмеево.
Поселения: Синьялы, Шоркино, Янгильдино, Тохмеево, Ойкасы, Яндашево.
Железный век.
Городища: Эндимиркасы, Шайгильдино.
1-ое расположено на левом берегу реки, в 700 м выше устья р.Кукшумки. Мощность культурного слоя 0,7 м. Открыта землянка с глинобитным полом, имевшая деревянные конструкции. Ниже обнаружена стоянка абашевской кульутры сер. 2-го тыс. до н.э. Глубже стоянка эпохи неолита, конца 3-го тыс. до н.э.
Шоркинский археологический комплекс. Памятник поздних этапов фатьяновской культуры (нач. 2-ой половины 2 тыс. до н.э.), состоит из сильно распаханных курганов и трех поселений, расположенных на опушке леса, близ деревни Шоркино Чебоксарского района. Раскопки поселений в 1958-59г. производил В.Ф.Каховский. На поселении Шоркино-1 обнаружен деревянный настил длиной 52м, шириной 28м. – помост на котором стояли отдельные дома. В начале заселения данной местности население жило в полуземлянках, от которых остались фрагменты верхних бревен. Из-за сырости в полуземлянках население перешло в наземные жилища. Близ Шоркино также обнаружены распаханные курганы с керамикой абашевского типа.
Шайгильдинское городище – открыто в 1982г. Е.П.Михайловым. Городище занимает узкий мыс на месте слияния сухих оврагов в 1,5 км к востоку от деревни, рядом с дорогой на с.Ишлеи. Длина городища – 40м, ширина – 25 м, общая площадь около 500 кв.м. В центральной части имеет мост для въезда в городище. Датировка пока затруднительна.
Эндимиркасинское городище – находится в 6 в от с.Туруново на з. Высота и площадь городища: со стороны реки 15 сажен, со стороны вост. оврага – 8 сажен, с зап. – 6 сажен, с севера – 3 сажени. Это поселение фатьяновской культуры.