Методический отдел уделяет большое внимание повышению профессионального уровня библиотекарей, формированию их информационной культуры, увеличивая тем самым имидж библиотек.
Поиск новых и совершенствование традиционных форм и методов – постоянная забота методического отдела. Опыт библиотек России, зарубежный изучается, анализируется с учетом возможного использования нашими библиотеками.
В районной библиотеке накоплен опыт по созданию системы повышения квалификации библиотечных специалистов. Для повышения профессионального уровня работников библиотек используются активные формы на семинарских занятиях, на занятиях клубов, этому способствуют уникальные фонды, в том числе и методи¬ческая литература. Систематически проходят профессиональные практикумы, ста¬жировки, выездные семинары на базе библиотек-филиалов. Дни открытых дверей, круглые столы, Дни специалиста и т.д. Эти мероприятия проводятся с целью обучения персонала библиотек новым, передовым методам работы, это время для дискус¬сий, бесед, обмена опытом.
За 2006 года году было организовано 12 семинарских занятия библиотечных работников, два из них совместно с клубными работниками.
С выездом в Толиковскую, А.- Туруновскую сельские библиотеке прошли 2 семинара библиотечных работников. На семинарах были организованы встречи с главами местных администраций, проведены показательные мероприятия, заведующие библиотеками делились опытом своей работы.
На семинарских занятиях проведены консультации, сообщения по темам:
- Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки ЧР
- Социальный облик читающей Чувашии
- Книга. Информация. Чтение.
- Стратегическое планирование и программирование библиотечной деятельности
- Эколого – краеведческие приоритеты современности в системе библиотечного обслуживания
- Организация летнего чтения. Наиболее популярные формы работы для детей
- Информационная культура личности
- Из опыта работы детских библиотек республики
- Роль библиотеки в духовно – нравственном воспитании молодежи
- Идеи на будущий год: план – 2007
- Вместе с книгой в Новый год! – фестиваль чтения для детей и подростков в ЧР
- Сохранность документов в процессе использования: зоны риска, виды повреждений, меры по защите
- Инновационные процессы в современном библиотечном обслуживании
- Новаторство, творчество и традиция в библиотечном деле и т. д.
Обмен опытом:
- Что читают на селе
- Изучение, сбор и сохранение литературы по вопросам местной историко – культурной жизни
- Парад идей: инициатива молодых – будущее библиотеки
- Работа с детьми в летний период
- Что сделано нами за прошедший год
- Патриотизм – духовность – нравственность
- Творческий поиск – 2006
- Библиотечные новинки из российской глубинки
Практические занятия:
- Информация для всех и каждого
- Создание фактографических, библиографических, полнотекстовых краеведческих баз данных.
Мастер – класс:
- Пользователи сельской библиотеки и их потребности
- Старые уроки на новый лад. Основы информационной грамотности читателей – детей
- Система каталогов и картотек как единый комплексный справочно – информационный аппарат.
Круглый стол:
- Библиотека на пути толерантности
Тренинги:
- Современные технологии привлечения молодежи к чтению
- Сценарий для библиотеки
- Работа библиотек по целевым комплексным программам
- «Чтобы выставки манили…» Активные формы выставочной работы
- Библиотекарь и современность: поиск формулы успеха.
Деловые игры:
- Организация клуба по интересам в библиотеке
- Традиции и инновации в библиотечном обслуживании.
- Лоббирование интересов библиотеки
- Россыпь книжных сокровищ. Нестандартное раскрытие фонда в стандартных условиях.
- В созвездии картотек. Картотеки как самостоятельная часть информационно – поисковых систем.
Клуб «Творчество», членами которого являются работники ЦБ и ЦРДБ провели занятия по таким темам:
- Виртуальная справочно – информационная служба библиотеки - мастер – класс
- Развитие психологической компетентности библиотекаря. – Тренинг
- Качество библиотечного обслуживания – Тестирование
- Что должен знать и уметь библиотекарь: новые требования к персоналу - День информации.
- Как стать профессионалом - Тестирование.
- Библиотека – современная, привлекательная, престижная - Информ – час
- Развитие психологической компетентности библиотекаря – Тренинг
- Инновация в библиотечной практике - Тренинг
- «Открытая библиотека» - Организационно – деятельностная игра
Клуб «Профессионал», в состав которого входят молодые специалисты – библиотекари, организовала свои занятия по таким темам:
- «Весь мир я творю заново» (современные технологии продвижения книги и работы с читателями) – информационный час
- Выбор книги – искусство - Мастер – класс
- Разрешите Вам напомнить о себе (реклама библиотеки и библиографических услуг) – Консультация
- Основные правила хранения документов и обращения с ними – Консультация
- Поиск. Творчество. Фантазия - День творческих планов
- Внеклассное чтение … во время каникул: как привить ребенку любовь к чтению - Обзор - информация
- Библиотека приглашает, или массовое мероприятие как средство рекламной
- деятельности библиотеки - Информационный час
- «О подвигах, о доблести, о славе …» (Историко – патриотическое воспитание в
библиотеках) - Час методиста и т.д.
Повышению профессионального мастерства библиотечных работников способствуют и конкурсы, которые стали уже традиционными.
В 2006году был объявлен конкурс «Ваш фирменный стиль» на лучший фирменный стиль библиотеки. Победителями конкурса среди модельных библиотек стала Атлашевская модельная библиотека; среди поселенческих библиотек – Хыймалакасинская поселенческая библиотека. В конкурсе «Поставьте всех в известность о себе», на лучшую статью в средствах массовой информации стали: Агеносова А.В. – зав. Кшаушской с/б и библиотекарь этой же библиотеки Иванова Г.В.
Переходящий приз «Моей судьбы взошла звезда» получила Толстова С.А. – заведующая Шоркинской поселенческой библиотеки.
25 мая 2006 года состоялся семинар библиотечных работников Чебоксарского района, посвященный Общероссийскому дню библиотек.
Библиотека – это не только книгохранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу, здесь всегда встретишь библиотекаря, человека, который будет рад помочь в поисках истины или знаний, даст необходимые книги, а если нужно, и житейские советы.
С профессиональным праздником библиотекарей поздравила заместитель начальника отдела социального развития Павлова М.Я. и вручила Почетные грамоты заведующей Шоркинской сельской библиотеки Толстовой С.А., заведующей Селиванкинской сельской библиотеки Ивановой М.В., заведующей Ишакской модельной сельской библиотекой Александровой С.В. и заведующей Янгильдинской сельской библиотекой Ягодиновой О.Л.
Поздравляя коллег, директор районной библиотеки Васильева Е.С., пожелала всем библиотекарям профессиональных успехов, хорошего настроения, житейских радостей, благополучия в семье и крепкого здоровья.
На семинаре были также подведены итоги районного конкурса «Ваш фирменный стиль», победителями которого стали Хыймалакасинская с/б, Атлашевская модельная с/б, Икковская с/б, Пархикасинская модельная с/б и Синьяльская с/б.
Поздравления со вступлением в профессию прозвучали в адрес молодых библиотекарей Яковлевой В.Н., Евгеньевой Т.Б., Малышевой М.С. и Григорьевой М.В.
Закончился семинар словами академика Д.Лихачева: «Если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить. Если не будет библиотек, никакое высшее образование ничего не даст».
При центральной районной библиотеке работает клуб «Профессионал», для начинающих библиотекарей района. В течение 2006 года было проведено пять занятий этого клуба. Членами этого клуба являются десять заведующих сельских библиотек.
В 2006 году для начинающих библиотекарей проведено три трехдневных практикума – стажировки, где они обучались основам библиотечного дела.
С 2002 года в ЦРБ действует клуб «КОМПЬЮТЕРиЯ» для заведующих модельных библиотеки и не только. Программа клуба направлена на скорейшую адаптацию библиотекарей в современных информационных условиях, внедрение инновационных технологии для решения профессиональных задач, расширение диапазона знаний, освоение новых умений и функционально-прикладного характера с учетом конкретных направлений технической реконструкции библиотечного дела, повышения роли библиотек в инфраструктуре региона. Занятие в клубе предусматривает распространение компьютерной грамотности среди библиотекарей района.
Целью обучения в клубе библиотечных специалистов является формирование нового библиотечного мышления, ориентированного на использование информационных ресурсов, повышение информационной культуры, утверждение в новом профессиональном статусе - информационного лидера и посредника в передаче информации потребителям.
Клуб «КОМПЬЮТЕРиЯ» призван выполнять следующие задачи:
- научить библиотекарей внедрять и использовать новые компьютерные технологии в своей работе;
- предложить новый взгляд на профессию сельского библиотекаря в современных условиях;
- показать опыт зарубежных коллег;
- развить коммуникативные умения и навыки, в частности при использовании
новых информационных технологий;
- использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях;
- создать условия для взаимодействия региональных специалистов по обеспечению непрерывного образования сельских библиотекарей;
- воспитать информационную культуру библиотекарей.
Учитывая разный уровень подготовленности кадров, проводятся занятия с дифференцированным подбором участников; для библиотечных работников, не имеющих опыта работы с компьютером, а также для сотрудников, имеющих элементарно и начальные навыки.
Обучающимся в 2006 году предлагались такие темы, как, например:
- Компьютерные обучающие программы.
- От компьютерной грамотности - к компьютерной культуре.
- Виртуальный СБА: проблемы внедрения и использования.
- Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках.
- Создание компьютерных презентаций в программе Power Point.
- Использование шаблонов дизайнов Power Point. Создание презентаций.
- Работа в Ирбис.
- Использование БД на электронных носителях;
- Работа в АРМ «Читатель» и «Каталогизатор».
- Иллюстрация текста Word графическими объектами
- Работа в программе Excel
- Работа со справочно – правовыми системами (Консультант Плюс; НТЦ «Система»).
- Медиатека в библиотеке.
- Нетрадиционные носители информации в библиотеках: комплектование, учет, хранение и использование
Полученные ими знания будут служить основой для дальнейшей деятельности: создание новых услуг для пользователей, консультирование в процессе работы с электронными ресурсами библиотеки. Умения библиотекарей на практике применять, полученные в процессе обучения знания помогут не только не затеряться в своей среде, но и доказать необходимость и перспективность своего труда.
Четвертый год ежемесячно организационно- методический отдел ЦРБ выпускает библиотечную газету под названием «Библиокурьер». В газете публикуются необходимые материалы для практического применения: статьи, методические разработки, опыт работы других библиотек, информации о конкурсах и т.д. Газета выходит ежемесячно.
В сентябре – октябре 2006 года в 39 сельских, районной и районной детской библиотеках Чебоксарского района среди различных групп читателей методическим отделом было проведено социологическое исследование «Ваше мнение, читатель». Определяющим фактором для его проведения стало стремление библиотекарей района четко улавливать общественные ожидания и потребности сельских жителей и соответственно этому развиваться.
Цель исследования: получение ценной информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании пользователей, для решения проблемы наиболее полного удовлетворения их потребностей.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: библиотеки по – прежнему остаются востребованными среди жителей района, хотя требования пользователей к качеству услуг, предоставляемых библиотеками, значительно возросли.
Объектом исследования выступили читатели библиотек, среди которых были представлены все категории сельчан, что позволяет говорить о репрезентативности проведенного исследования. Метод исследования: анкетирование.
Всего исследованием было охвачено 183 пользователя района. Из них 67,8% - женщины и 32,2% - мужчины, что еще раз подтверждает, что самая большая читательская группа в библиотеках района – женщины.
Возраст респондентов колеблется от 12 до 75 лет, в том числе до 15 лет - 18.6%, от16 до 20 лет – 16,4%, от 21 до 29 лет – 13,1%, 0т 30 до 40 лет – 14,2%, от 41 до 50 лет – 25,2% и от 51 года и старше – 12, 5%.
29,5% респондентов имеют среднее образование, 19,1% - среднее специальное, 2,7% незаконченное высшее и 18,5% - высшее образование.
Общественный статус респондентов таков: 17% - работающие, 32,8% - служащие, 11,5% - пенсионеры и неработающие, 28,4% - учащиеся, 9,3% - студенты, предприниматели и инвалиды – 1%.
Формируя выборку респондентов, мы стремились узнать мнение читателей о библиотеке у постоянных пользователей, которые имеют определенный читательский стаж и могут выразить свое отношение к библиотеке. Более 10 лет являются читателями библиотек 51,9% опрошенных, 29,5% - от 5 до 10 лет, 14,8% посещают библиотеку от 1 года до 5 лет и менее 1 года 3,8% опрошенных.
Варианты причин обращения в библиотеку были изложены в вопросе «Почему Вы записались в библиотеку?» При желании можно было выбрать несколько ответов. Лидером (66,1%) стал вариант «люблю читать в свободное время», 30,1% приходят в библиотеку, «чтобы иметь возможность читать газеты и журналы», 32,3% пользователей «библиотека помогает учиться». Чтобы «самостоятельно работать на компьютере», в библиотеку приходят 3,8% опрошенных, 9,8% считают, что библиотека предоставляет возможность общаться, 12,6% пользователей «просто нравиться бывать в библиотеке».
Анализ ответов на этот вопрос опровергает устоявшееся мнение, что информационная работа становится главной в библиотечной работе, а причины обращения к книгам лежат в деловой плоскости. Оказывается, что библиотеки на селе остаются в глазах людей прежде всего местом общения и проведения свободного времени. Здесь читают не только для дела, но и для удовольствия.
Одним из критериев оценки библиотечной деятельности считается посещаемость, поэтому в анкету был включен вопрос «Как часто Вы посещаете библиотеку?». 28,4% респондентов посещают библиотеку 1 раз в неделю, 9,8% бывают в библиотеке 1 раз в месяц, 55,2% посещают библиотеку по необходимости и 6,6% опрошенных ответили, что делают это «почти каждый день», «очень часто», «3 -4 раза в неделю», каждый день» и «по мере прочтения книг». Задача библиотекарей в этом направлении - воспитать у 55,2% опрошенных, которые приходят в библиотеку «по необходимости», потребности в систематическом чтении.
97,3% респондентов довольны работой библиотеки, не довольными оказались 2 пользователя, потому что «мало новой литературы», «нет компьютера». Три пользователя подчеркнули, что «больше нужно новой литературы». Необходимо отметить, что пользователи модельных сельских библиотек дали только положительный ответ на этот вопрос.
Что же привлекает наших пользователей в библиотеке? 42% ответили, что это «наличие литературы по широкому кругу тем», 25,7% рады тому, что в библиотеках «большой выбор» периодических изданий», 11,5% привлекают «компьютер и электронные издания», 40,1% - интеллигентный и доброжелательный библиотекарь, 16,4% пользователей ценят высокое качество обслуживания. Для 27, 3% привлекательной библиотеку делают «уютная и комфортная обстановка», 21,9% отметили «интересные встречи, литературные вечера и книжные выставки».
На вопрос «Что конкретно не нравится Вам в библиотеке?» пользователи прежде всего отмечали отсутствие в библиотеке компьютера, новой учебной литературы, несоблюдение температурного режима, читателям не нравится, что в библиотеке «слишком маленький читальный зал», «нет книг современных авторов», «старая мебель». Они также недовольны тем, что помещение некоторых библиотек «тесные», а сами здания «ветхие».
43,2% респондентов легко получают необходимую им информацию в библиотеке, 56,3% - «по-разному» и 1 респондент ответил, что «с трудом».
Хорошим показателем «библиотечного благополучия» является удовлетворенность пользователей книжными и другими фондами библиотек. Сегодня 48,1% респондентов удовлетворены фондом библиотеки, 45,4% он уже не устраивает, 6,5% отметили, что не всегда. Необходимо отметить, что фондами модельных библиотек довольны 65,6% респондентов. Это говорит о том, что фонды библиотек (особенно модельных) неплохо укомплектованы, но без значительного увеличения доли новых поступлений библиотеки могут постепенно терять своих постоянных пользователей. За девять месяцев этого года в библиотеки района поступило 4.763 экземпляра книг на 334.794 рубля, среди которых новые произведения таких популярных авторов, как А.Иванов, Т.Устинова, Ю.Поляков, С.Минаев, А.Маринина, Л.Улицкая, а также отраслевая литература по экономике, праву, истории и т.д., что, конечно же, не может не радовать и читателей, и библиотекарей.
Фонд периодических изданий устраивает 61,7% респондентов (в модельных библиотеках 80%), не удовлетворены фондом 33,3%, частично удовлетворены 5% респондентов. В среднем каждая сельская библиотека района получает сегодня 10 наименований газет и журналов, подписка на 1-ое 2007 года составила 182.041 рубля, каждая библиотека в среднем будет получать уже 15 наименований газет и журналов. При проведении подписки на периодические издания библиотеки учитывают пожелания читателей.
Одна из важных функций, выполняемых библиотекой, - досуговая. Поэтому в анкету был включен вопрос об отношении читателей к массовым мероприятиям: «Хотите ли Вы, чтобы в библиотеке проводились литературные вечера, развлекательные мероприятия, деловые встречи со специалистами разного профиля и т.д.?». 84,6% респондентов высказались за проведение мероприятий, 10% отметили, что в этом нет необходимости и 5,4% не дали определенного ответа.
Все библиотеки района сегодня оказывают дополнительные платные услуги. Читателям была предоставлена возможность высказать свое отношение к ним при ответе на вопрос «Как Вы относитесь к платным услугам в библиотеке?». 43,8% респондентов положительно оценивает внедрение платных услуг, 21,9% - отрицательно (в модельных библиотеках 62,5% и 5,5% соответственно), 18% - безразлично и затруднились ответить на этот вопрос 16,3% респондентов.
Какие же из дополнительных услуг готовы оплатить читатели? Самой популярной платной услугой названа выдача необходимой литературы из фонда читального зала на ночь (36,6%), ненамного отстают от нее «ксерокопирование» (31,1%) и «самостоятельная работа на компьютере» (25,1%).
16,3% респондентов отметили, что это «набор текста на компьютере и распечатка на компьютере», 17,4% - «заказ книг по МБА», 24% респондентов назвали доступ к Интернету, 18% прокат видеокассет, электронных дисков, 7,6% - составление списков литературы к рефератам.
При ответе на вопрос «Как Вы думаете, сохранятся ли в будущем книги в своем традиционном виде?» 15, 3% ответили, что «книги заменит Интернет», 9,8% - «другие источники информации», затруднились ответить на этот вопрос 70,5% респондентов, 4,4% отметили, что «книги ничто не заменит».
Выводы:
1. Библиотеки на селе остаются в глазах читателей старше тридцати лет прежде всего местом общения и проведения свободного времени. Здесь читают не только для дела, но и для удовольствия. В то же время читателей до 30 лет привлекает в библиотеку прежде всего имеющиеся в библиотеке компьютер и новые электронные носители. По сравнению с результатами анализа социологического исследования «Библиотека глазами читателей», проведенного в 1997 году, увеличилось число читателей, посещающих библиотеку по необходимости(2006 год -55,2%, 1997год – 35%).
2. Чтение, как и прежде, является одним из значимых занятий в повседневной жизни большинства читателей села.
3. Компьютерные технологии, появившиеся в модельных библиотеках района, несомненно, повысили их оценку в глазах пользователей. В 1997 году читатели библиотек даже и не предполагали, что в библиотеках появятся новые компьютерные технологии.
4. Почти половина опрошенных (45,4%) выразила недовольство качественным составом библиотечного фонда, что не может не сказываться на получение необходимой им информации. В 1997 году процент не удовлетворенных фондом составил 61. Налицо качественное улучшение состава фондов библиотек.
5. Культурно – досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек района, поэтому не случайно 84,6% анкетируемых отдали свой голос за проведение в библиотеках массовых мероприятий. 67% респондентов в анкетах 1997 года указали, что они не посещают мероприятия, проводимые библиотекой. Активная и разнообразная досуговая деятельность сельских библиотек, которые выбирают нестандартные и интересные темы для проводимых мероприятий, – один из путей привлечения новых пользователей в библиотеку.
6. Анкетирование выявило высокую готовность сельчан оплачивать новые услуги, соответствующие современному уровню библиотечного сервиса, по итогам анкетирования 1997 года 59% респондентов относились к платным услугам лишь как к вынужденной необходимости.
Все это позволяет сделать общий вывод о том, что библиотеки района сделали большой шаг вперед в своем развитии. Сегодня - это современные информационные и культурно – досуговые учреждения, создающие среду развития читателя через чтение, книгу, нетрадиционные носители информации и организацию общения.
Предложения:
1. Активно внедрять новые технологии во все сферы деятельности библиотек района.
2. Повысить качество информирования читателей о наличии имеющихся электронных ресурсов в библиотеке.
3. Пополнять книжный фонд и фонд периодических изданий библиотек района литературой и периодическими изданиями с учетом запросов читателей.
4. Обучать читателей библиотек навыкам работы с новыми компьютерными технологиями (работа с электронным каталогом, пользование CD – ROM и др.).
5. Библиотекарям района постоянно изучать и применять инновационный опыт по обслуживанию читателей.
6. Произвести ремонт и обновить интерьер библиотек с целью приведения их облика в соответствие с социально – культурным назначением.
7. Проанализировать итоги социологического исследования «Ваше мнение, читатель» на семинаре библиотекарей района в ноябре 2006 года.
Центральная районная детская библиотека провела социологические исследования: «Моделирование патриотического сознания детей, подростков и юношества средствами литературы о родном крае».
Цель и задачи исследования: выяснить, насколько у современной молодежи развито чувство причастности к судьбе своего народа, любовь к Отечеству.
Результаты: 65% опрошенных хотели бы принимать участие в судьбе поселка и района, 27% - хотели бы уехать из республики, а 8% - из страны.
Практические рекомендации: Разработать программу по работе с краеведческой литературе. Усилить рекламу и выпуск справочно-библиографических материалов по истории и культуре родного края, знакомству с творчеством чувашских писателей.
«Информационные потребности и читательские интересы пользователей детских библиотек ЧР»
Цель и задачи: владение конкретными и полными сведениями о сегодняшнем читателе в достаточно широком контексте его социокультурной среды обитания
Результаты: Выявлены сведения об отношении юного поколения к библиотеке, об ожиданиях, связанных с ней, о степени удовлетворенности фондами, предлагаемыми услугами, уровнем комфорта – положительно ответили 92% опрошенных.
В библиотеку приходят в основном, чтобы выполнить домашнее задание, почитать прессу и взять книгу для души – 84%; чтобы пользоваться новыми компьютерными технологиями – 16%.
Практические рекомендации: Использовать исследовательский потенциал при формировании фондов библиотеки; Приобретать высокохудожественную литературу, рекомендовать, руководить чтением детей; Тщательнее спланировать работу клуба по обучению и привлечению к работе на компьютере «Компьютер-класс для вас»
Методическим отделом в 2006 году были подготовлены и выпущены:
- Чебоксарская районная ЦБС в зеркале цифр и информации (2004 – 2005г.г.) – аналитический обзор
- «Жди меня» (история одного стихотворения) - литературная композиция
- «Красота спасет мир» - урок духовности
- Книги – бестселлеры для наших читателей – обзор литературы
- Календарь знаменательных и памятных дат чувашских, русских, зарубежных на 2007 год.
- Календарь 2007 года Чебоксарского района выпустил отдел краеведения и экологии и т.д.
Методический отдел выезжал во все библиотеки района, оказывая помощь по всем направлениям их деятельности. Это и консультации на местах, организация сохранности фондов, информационно – библиографическая работа, подготовка и презентация модельных библиотек , дизайн библиотек и т.д.
Всего в течение 2006 года было организовано 86 выезда в сельские библиотеки. Учет работы ведется в журнале учета методической работы: выезды, семинары, разработанные методические материалы.
Кого – то нужно поддержать морально, кого – то приучить к самостоятельности, а кого – то, наоборот приучить работать в команде.
Мы раскрыли лишь некоторые стороны деятельности методического отдела. Рассказать обо всем просто невозможно даже в отдельном отчете. Сколько аналитических и статистических отчетов для управления культуры, различных служб (от социальной защиты до районной больницы); сколько плановых и внеплановых собраний, совещаний, проверок, заседаний. А редактирование и издание материалов библиотек – филиалов, а стажировки, практикумы начинающих библиотекарей и т.д.